?

Log in

No account? Create an account

Черный лебедь, что ж ты вьешься - Цирк дрессированных демонов имени Корбиниана Бродмана — ЖЖ

фев. 5, 2014

01:17 pm - Черный лебедь, что ж ты вьешься

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry

В частной переписке попросили высказать мнение по поводу недавней стрельбы в школе. Полагаю, имеет смысл выложить на общее обозрение.

Что произошло? Подросток добыл огнестрел и начал стрелять. Двое убитых. Что на это можно сказать, кроме как выразить соболезнования? Shit happens. Черный лебедь. Катастрофические события случаются. Очень редко, но не предсказуемо, на то они и катастрофические события. Периодически очередной идиот открывает беспорядочную пальбу по случайным людям. Был майор Евсюков, был белгородский стрелок, теперь вот, в американской манере, старшеклассник. Это происходит, и это происходит редко. Будет происходить в дальнейшем. Предсказать нельзя, защититься нельзя. Да и бессмысленно, это все равно каждый раз единичное событие. Классический талебовский черный лебедь без затей.

Поэтому произошедшая трагедия представляет интерес не сама по себе, но скорее в комплексе с общественным резонанасом, как элемент системы «стимул-реакция». И если стимул уникален и непредсказуем, чем и выделяется, то реакция вполне предсказуема и закономерна. В этом смысле реакция власти и общественности интересны как яркая иллюстрация работы типовых механизмов психики. Тревожная ажитация в ответ на непредсказумый сверх-интенсивный сигнал.

По России ежегодно в ДТП гибнет 24 тысячи человек. За время, пока вы читаете этот текст, кто-нибудь где-нибудь скоропостижно скончается. Но это все белый шум, это не воспринимается как сигнал, мозг не включает эмпатию. Конечно, всегда есть люди, озабоченные спасением бездомных котят, одиноких китов и прочей голодающей Африки, и мы восхищаемся этими людьми, искренне желаем им всяческих успехов в нелегком труде, но лично нам по большому счету плевать. Это не значит, что мы черствые и бессердечные, просто так мозг устроен. Это не плохо и не хорошо. Привычный сигнал уходит в белый шум и перестает восприниматься. Масса красивых оптических иллюзий на этом основана.
Поэтому множество людей боится летать на самолете и никто не боится ездить на маршрутках (впрочем бывает, что панатаки привязываются к повторяющемуся событию, но это другая история, это не фобия). Поэтому теракт в Волгограде это «страшно от мысли, что подобное может случиться с каждым из нас», а теракт, не знаю, в Махачкале, это «ну там на Кавказе все время что-то взрывается». Цифры по ДТП или бытовому травматизму- максимум повод вяло пожевать в очередной раз бесконечные «кто виноват- власть у нас такая или народ у нас такой».

Если событие внезапно, организм реагирует хаотичным тревожным возбуждением. Если событие повторяемо- тревога сменяется выученной беспомощностью. Если каждый день в одной случайной школе будет что-то подобное происходить, как мы отреагируем? Вначале ужаснемся, а потом успокоимся и придумаем объяснение. Любое.
Например. «Подростковая психика по природе своей неустойчива, в этом возрасте характерны кризы и эмоциональные срывы. К тому же, дети социально и нравственно незрелы, с этим ничего не поделать. Следует всесторонне усиливать воспитательную работу и стараться снизить число жертв, но полностью, к сожалению, избежать их невозможно. Мы же не можем закрыть все школы только потому, что каждый день в одной из них кого-то убивают». Ну или что-то в этом духе. Мы же не можем отказаться от автотранспорта лишь на основании того, что каждый день люди гибнут под колесами. Мы же не будем вводить ограничения на продажу ножей, топоров и бейсбольных бит.
Но поскольку трагедия в школе №263, к счастью, событие исключительное и внештатное, общество и власть реагирует так, как всегда реагирует на черных лебедей. А что им еще делать? Стимул-реакция. Предсказать невозможно, предупредить невозможно. На основании уже случившихся событий мы никак не может прогнозировать подобные события в будущем, а реагировать как-то надо. «Ну мы же не можем сидеть сложа руки, надо же что-то делать!» Что делать? У психики есть на этот случай готовое решение- «выдаем хаотичное возбуждение». В любой непонятной пугающей ситуации мечись и суетись. И в принципе, это биологически оправданная схема, проверенная миллионами лет отбора,- когда целе-ориентированное поведение не реализовать и оптимальные выборы не известны, надо биться рыбой об лед, дергать за все рычаги и жать на все кнопки подряд- этим мы повышаем вероятность, что случайно найдем решение. Но, как и все эволюционно оправданные механизмы, он очень надежный, очень усредненный и очень тупой, поэтому очень часто срабатывает не к месту, когда стоило бы немного подумать, а не исполнять, не рассуждая, требования обезьянки внутри головы. Но, между тем, в смысле эволюционной нейробиологи, за всеми этими мизулиными стоят миллионы лет успешной эволюции приматов. Чистая бихевиористская модель, можно продемонстрировать на крысах, можно продемонстрировать на депутатах Государственной Думы. Давайте запретим боевики, компьютерные игры стрелялки, пропаганду декоративной косметики среди несовершеннолетних и заодно, не знаю, ЖЖ запретим, или выборы какие-нибудь.

Если же рационально и отстраненно посмотреть на ситуацию. Пацана поймали? Пацана поймали. Есть риск, что он опять натворит дел? Нет, он больше так не будет, потому что остаток жизни ему сидеть. Будет ли вообще подобное повторяться? Разумеется да, в следующем году или через год, очередной разочаровавшийся в жизни товаровед из г.Липецк зайдет в ближайший магазин "Семейный" и откроет беспорядочный огонь из сайги. Результат: 8 раненых, 2е убитых- охранник и случайный посетитель магазина. Президент выразит соболезнования семьям погибших, дума законодательно обяжет весь FMCG ставить рамки на входе плюс лицензированную вооруженную охрану, на что большие сети хмыкнут и заплатят, очередные мелкие магазинчики в очередной раз массово разорятся. И колесо сансары еще раз провернется. А потом это повторится еще раз. И снова. И снова.

Иногда некоторые люди это делают. Психически здоровые, хочу отметить. Не зная подробностей не стану предполагать диагнозы, но виновник скорее всего нормален. В смысле, дееспособен и не является психически больным. Если посмотреть статистику подобных происшествий, почти все признаются вменяемыми и отправляются в тюрьму. На одного настоящего психа, то есть человека психически больного, приходится десятки мудаков и идиотов (в бытовом понимании).

Больше металлоискателей, больше камер, больше охранников, больше поголовного тестирования школьников. Причем лично я совершенно не против массового тестирования, что у психиатров, что у наркологов. Не вижу ничего дурного, если мои коллеги дополнительно заработают. Все ок, руками-ногами за. Но надо понимать, что единственная практическая польза от всех этих телодвижений это субъективное успокоение возбужденного социального организма.
У нас все равно нет ясновидящих. Люди предсказуемы на статистически значимых массивах решений, люди не предсказуемы на уровне отдельно взятого поведенческого акта. Мы знаем, как упадет монета в выборке на тысячу бросков, но мы не можем предсказать, как она приземлится в следующий раз. Причем, даже если бы мы могли предсказывать будущее, это бы не сильно помогло.
Представьте, что месяц назад вас посещает видение- малолетний придурок открывает стрельбу в школе. Предположим, вы общепризнанный прорицатель, не надо доказывать истинность видения, все поверили. Мы точно знаем, что это случится, но мы не знаем кто и где.

Толпа психиатров и детских психологов, побросав все дела, проводит массовое анкетирование школьников на предмет выявления потенциальных стрелков. Дело происходит в идеальной России из параллельного измерения, где все специалисты высоко компетентны и вооружены правильными и корректно работающими методиками (в нашем мире таких тестов не существует, но в том мире, предположим, они имеются, как и ясновидящие). Как думаете, сколько психически неустойчивых, проблемных, потенциально опасных старшеклассников попадет в этот невод? Тысячи. Ну ок, это в нашем мире таких тысячи, в той дивной России пускай их будет сотня. И что? Наши действия? Все они могут, но только один из них сделает. Через месяц. Или через полгода. Или не сделает.

На внезапные сигналы психика реагирует как умеет. А умеет она вот так. И в этом предсказуема и понятна.
Будет ли школьное насилие развиваться по американскому варианту. Вряд ли, у нас банально огнестрела на руках у населения меньше. Надо ли обратить пристальное внимание на вопросы безопасности в образовательных учереждениях? Почему бы и нет, дело хорошее. Или же нам следует серьезно заняться проблемами социального стресса в школьной среде? Можно и так, снижение стресса это замечательно. Все решения хороши, выбирай любое. Без разницы какое, они одинаковые. Поэтому президент, в принципе, все правильно сказал.
«Надо воспитывать новое поколение зрителей с хорошим художественным вкусом»
Действительно. При прочих равных, лучше уж в театр всем классом сходить, чем камеру слежения покупать. Когда без разницы, что делать, и важен сам факт деятельности, в любой непонятной ситуации давайте учиться «понимать и ценить театральное, драматическое, музыкальное искусство».
Целиком и полностью поддерживаю президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в этом мудром совете. В самом деле, пускай раз в жизни в художественную галерею сходят, не все же в GTA зависать.

Comments:

Страница 1 из 7
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] >>
[User Picture]
From:shultz_flory
Date:Февраль 5, 2014 10:22 am
(Link)
за всеми этими мизулиными стоят миллионы лет успешной эволюции приматов

А с виду и не скажешь.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:vmenshov
Date:Февраль 5, 2014 10:27 am
(Link)
С виду как раз очень заметно. Посмотрите на численность.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:poprygush
Date:Февраль 5, 2014 10:23 am
(Link)
Спасибо, чудесный пост.

"В любой непонятной пугающей ситуации мечись и суетись" - это прям правда жизни )
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:boza_revenge
Date:Февраль 5, 2014 12:39 pm
(Link)
Ну да, ситуация "паника в курятнике" - хоть какое-то количество кур, но выживет
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:donmigel_62
Date:Февраль 5, 2014 10:24 am
(Link)
>Есть риск, что он опять натворит дел? Нет, он больше так не будет, потому что остаток жизни ему сидеть<

Сидеть ему - 10 лет. В 25 годков - выйдет. Так что риск - есть.
(Ответить) (Thread)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:mina_dopamina
Date:Февраль 5, 2014 10:25 am
(Link)
а финал потрясающий, в рамочку :) спасибо!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:vukazoid
Date:Февраль 5, 2014 01:13 pm
(Link)
Финал можно и поправить.
В ту же GTA можно добавить и художественную галерею, и театр, а не только казино, магазины и биржи. Эффект будет сильнее.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:vmenshov
Date:Февраль 5, 2014 10:26 am
(Link)
Наконец-то новый пост!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:arkanoid
Date:Февраль 5, 2014 10:33 am
(Link)
а также следовало бы добавить, что если человек занимается законотворческой деятельностью и вместо того, чтобы заниматься анализом рисков "реагирует на резонансные события", его надо отправить мыть сральник в макдональдсе.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:helxen
Date:Февраль 5, 2014 10:44 am
(Link)
Не исключено что сфейлит и там.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:sub36
Date:Февраль 5, 2014 10:34 am
(Link)
чем больше все это мусолится в прессе ив интернетах, чем больше распоряжений отдаст госдума по этому поводу, тем раньше случится рецидив.....имхо, был смысл в традициях СССР освещать только победы и достижения, а если какой трагический инцидент, его либо засекречивали, либо скупая сводка в конце газеты....
а у нас сейчас 100% среди подростков этого ушлепка каннонизируют
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:skie2004
Date:Февраль 5, 2014 12:45 pm
(Link)
"каннонизируют" это вы замечательно сказали.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:eve_online_max
Date:Февраль 5, 2014 11:44 pm
(Link)
Святой рашкованский учитель довел ученика, но не до самоубийства, как обычно, а до последнего довода свободного гражданина.

За это рабам рашкованам окончательно запретят оружие самообороны, чтобы толпы гастарбайтеров и преступников из соседних республик их радостно резали :)

Узнаю духовные скрепы рашки
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:modest_so_zvezd
Date:Февраль 5, 2014 10:38 am
(Link)
Вообще то есть один выход который будет действенным. И я его активно лоббирую:
Необходимо выдать учителям табельное оружие! пистолет Ярыгина

(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:lucykoshka
Date:Февраль 5, 2014 10:49 am
(Link)
учеников не останется.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:eyeofevil
Date:Февраль 5, 2014 10:38 am
(Link)
"он больше так не будет, потому что остаток жизни ему сидеть."

Если ему нет 16, то не больше 10 лет.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:katichka
Date:Февраль 5, 2014 10:40 am
(Link)
Я только не поняла: а зачем нам рамки? школьная охрана отлично видела, что ребенок идет в школу с ружьем. И нажала на тревожную кнопку. Охранила, так сказать.
Так что нам не рамки нужны - нам нужны по взводу ОМОНа на каждую школу.
Это поможет решить несколько задач:
1 - продолжить нелегкую работу по укрупнению школ
2 - даст работу и оружие еще тысячам людей, ОМОНовцев, которые смогут при случае применить это оружие по своему разумению.
И будет нам не еще один поворот колеса кармы, и сразу сто, как у хомячка.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:nihao_62
Date:Февраль 5, 2014 10:57 am
(Link)
Охрана в школах правильная, и задачу свою выполняет - чтоб педофилы в туалетах девочек/мальчиков не щупали. И в гардеробе не шарили чужие.

А усиление ни к чему и бессмысленно, вы правы.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:lev_chuk
Date:Февраль 5, 2014 10:44 am
(Link)
Прям по косточкам разобрали ситуацию, спасибо!

Edited at 2014-02-05 10:50 (UTC)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:imke
Date:Февраль 5, 2014 10:46 am
(Link)
По-моему, в этой ситуации не так ужасает факт стрельбы и личность стрелявшего - о нем-то всегда можно подумать, что shit happens, - сколько реакция на это социума. Или, точнее сказать, небольшого среза этого самого социума, наблюдаемого на странице застреленного учителя, например, или просто в высказываниях по теме. Вот тут как-то волосы дыбом встают немного: понятно, что защита и переработка травматичного события, но выбираемый способ этой защиты как-то пугает.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:nature_wonder
Date:Февраль 5, 2014 10:48 am
(Link)
Талеб сказал бы, что надо повышать антихрупкость.
Только не знаю, как она могла бы выглядеть в данном случае.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:sashman
Date:Февраль 5, 2014 12:11 pm
(Link)
антихрупкость — это деоптимизация

например, здесь и везде оптимизирована охрана: сидит один чоп с тревожной кнопкой, обычно этого хватает.

Посадить больше охранников будет, наверное, антихрупко (они могут быстрее справиться с более серьёзной ситуацией, чем один боец с кнопкой), и точно субоптимально.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(без темы) - (Анонимно) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:Goldap Goldapov
Date:Февраль 5, 2014 01:59 pm
(Link)
живем в Москве а не во всем мире да и избранник всенародный - специалист совсем не в психиатрии,первое что взбрело и выдал. Указал бы усилить охранно-психолого-наркологическую работу в госшколах,лучше бы звучало?? Маловат наверное с родителей оброк..
(Ответить) (Parent) (Thread)