?

Log in

No account? Create an account

Этика. часть 2 - Цирк дрессированных демонов имени Корбиниана Бродмана — ЖЖ

сент. 21, 2012

01:27 pm - Этика. часть 2

Previous Entry Поделиться Next Entry

Этика. часть 1
окончание.
Моральная дилемма

Ситуации морального конфликта и совершения выбора в условиях моральной неопределенности вызывает у исследователей живейший интерес, потому что в этой сфере проявляется деятельность «высшей» этики. Пнуть щеночка или помочь бабушке прейти через дорогу,- эти действия не вызывают у нас сомнений в плане моральной оценки, мы мгновенно и интуитивно определяем, хорошо это или плохо, тут рацио особо не участвует.
В подавляющем большинстве случаев именно так этически-значимые решения и принимаются,- быстро, без раздумий и мы обычно даже не осознаем факт принятия решения, переживаем его как непосредственное «ощущение». Другое дело, когда ситуация сложная, нештатная, с конкуренцией мотивов и резонов.
Классический пример экспериментального этического конфликта,- «trolley dilemma». Едет вагонетка (или как вариант,- поезд), на путях группа из 5 рабочих (в более эмоционально насыщенном варианте- играющие дети). Вы стоите у развилки и можете перевести стрелки, тогда вагон поедет на другой путь, где находится 1 рабочий (играющий ребенок). Предположим, вы не докричитесь до жертв и не обгоните поезд. То есть у вас варианты,- ничего не делать, тогда погибнут пятеро, или вмешаться, тогда 1 умрет, но 5 спасутся.
Это типовой случай этического конфликта,- морально ли совершить аморальный поступок ради предупреждения еще большего зла? А если поднять ставки?
Если надо не переводить стрелки (дергать за рычаг, нажимать на кнопку и т.д.), а собственноручно толкнуть под поезд? Вы стоите на мосту над путями, едет поезд, 5 человек скоро погибнут, но вы можете толкнуть под поезд рядом стоящего, человек погибнет, но вагон затормозит и 5 человек будут спасены.
Понятно, что это совершенно умозрительная ситуация, но нам тут не интересно, как человек поступит в реальности, важно, что эта ситуация расценивается как конкуренция этически окрашенных решений и как реагирует психика. Сравнивая баланс и активность различных функциональных отделов мозга мы может делать предположения, как в повседневной жизни принимаются неоднозначные и не очевидные решения.
Обычный человек не совершает чистых рациональных утилитарных выборов. Всегда участвуют эмоции, всегда значим контекст. Например, в приведенном примере «дилеммы с поездом» ситуация, когда надо перевести стрелки, и ситуация, когда надо собственноручно толкнуть человека под колеса,- по формальному результату идентичны, но очень по разному субъективно оцениваются. Совершить поступок, следствием которого людям будет причинен вред, это совсем не то же самое, что собственноручно нанести вред. Нажать на кнопку из бункера или из кабины бомбардировщики психологически проще, чем лично обойти город и зарезать каждого встречного жителя. «Это сделал не я»,- наивное детское оправдание, но в усложненном варианте оно прекрасно работает и у взрослых.
Медиальная префронтальная кора формирует конечные осознаваемые эмоции. Человек с поражением этого участка способен в полной мере осознавать и принимать этические стандарты, то есть он различает, что такое «хорошо» и что такое «плохо», но эмоциональное вовлечение в оценки снижено, он не переживает по поводу выборов. В приведенном выше примере такой человек не будет понимать, в чем разница- убить самому или дернуть за рычаг, и в результате этого человек умрет, он оценивает только конечную эффективность действия,- минус один плюс пять. Звучит несколько в уберменш-стиле, но на деле такие люди испытывают довольно серьезные проблемы с адапатацией. Выпадение эмоционального наполнителя из социально значимых поступков очень сильно снижает способность человека к сосуществованию в обществе.
А люди с поражением верхней префронтальной и передней опоясывающей, наоборот, способны к эмоциональному реагированию, но с трудом понимают этические стандарты,- у такого человека дилемма вызовет только раздражение,- какого черта он вообще должен беспокоиться о каких-то чужих людях?

Другой типовой сценарий,- в западных исследованиях описывается с явными коннотациями на WWII, назовем его «дилемма радистки Кэт». Вы спрятались с подвале с детьми от немецко-фашистской гадины. Один ребенок начинает плакать. Если солдаты услышат и найдут,- убьют всех. Вы пытаетесь укачать или успокоить ребенка, но без результата. Тогда начинаете зажимать ему рот, но он только сильнее заходится в крике. Насколько этично в такой ситуации придушить совсем?
В таких ситуациях активна передняя опоясывающая кора. Это не специфично именно для морали, - это общий единый механизм контроля и управления, высший узел администрирования и подавления первичных, более глубоких реакций. Этот же отдел будет активен при сравнении эротических фотографий относительно детского порно, при отказе от немедленной небольшой награды в пользу отложенных больших выгод, при любом когнитивном диссонансе.

Это очень важная для человека способность,- умение выстраивать иерархию целей и симолических ценностей, причем очень желательно давить неприемлемые и пропускать социально допустимые еще до того, как дело дойдет до сознания. И этические нормы это хорошая рабочая рамочная модель, формирующая конечное просоциальное поведение человека.
Этические нормы должны быть, они должны побуждать человека к выборам в пользу группы и при этом восприниматься как свои собственные. Содержательная же часть,- может меняться в зависимости от требований внешней среды и сильно различается в разное время в разных культурах.

Как яркий тому пример,- отношение к детям. В приведенном выше примере моральной дилеммы с ребенком, способным выдать укрытие,- какой-нибудь гренландский иннуит или бушмен из Калахари вообще бы не поняли, в чем проблема.
Почти всю свою историю люди часто и помногу убивали младенцев, это было неприятное, но необходимое действие, примерно как сейчас аборт сделать. В разных культурах, в зависимости от внешних обстоятельств умерщвлялось от 15% до 45% новорожденных. Теперь ситуация изменилась,- изменилась и этика, и при нынешнем уровне детоубийств 2 на 100 000 мы можем себе позволить считать этот поступок вопиюще и безоговорочно аморальным. Мы совершенно искренне полагаем, что если человек нам незнаком, это еще не повод его ограбить, а если у девочки начались месячные это еще на значит, что она готова к половой жизни. Мир меняется содержательно, но не структурно. Эволюция не создает органов «с запасом», под будущие отдаленные задачи. Поэтому мы в принципе не способны подумать мысли, испытать эмоции, изобрести социальные организации и оперировать символическими объектами, которые был бы не способен понять охотник верхнего палеолита. Если клонировать кроманьонца,- скорее всего вырастет обычный человек, неотличимый от нас. Если клонировать неандертальца,- думаю, получим умственную отсталость средней степени с поведенческими нарушениями.

Homo moralis

Человек не рождается с этикой, и она не вырастает у нас сама по себе. Само по себе вырастает потенциальная способность к социальному поведению. Это как строительство с параллельным заселением. Как только отрастает жилой блок, туда сразу заселяются жильцы, на стадии коробки под крышей, и начинают все обустраивать изнутри.
Разные отделы коры растут с разной скоростью. Если относительно старшие сенсорный и моторный отделы бурно растут сразу же после рождения и в течении первого года, то самый «новый» мозг,- префронтальная кора, начинает набирать обороты только к 3м годам. Именно в этом возрасте у человека закладывается theory of mind, и как следствие,- способность к ментализации, просоциальному поведению и следование установленным моделям.
Если родитель ласково, но настойчиво попросит ребенка вылить стакан вишневого сока на белоснежную скатерть, любой 2х летний ребенок сделает это без особых колебаний, но почти всех детей 3х лет такая просьба приводит в замешательство, они удивленно смотрят и выискивают в мимике взрослого каких-то дополнительных знаков,- действительно ли мамочка именно это и сказала? Вылить густую красную пачкающую жидкость на белоснежную поверхность скатерти,- я все правильно понял? Мама, ты вообще как, в порядке?
Так поступают даже дети, которых никогда не ругали за подобный проступок. Но у ребенка к этому моменту уже начинает формироваться представление о правильном и неправильном, что можно и что нельзя. У них еще нет понимания хорошего и плохого, то есть это еще не этика сама по себе, эти стандарты воспринимаются как внешние, это все на стадии «красная лампочка, банан и электрошокер». Делаешь правильно- поощряют, делаешь неправильно- наказывают. Дети еще не умеют испытывать чувство вины, но уже умеют стыдиться содеянного.
У многих архаичных сообществ даже есть специальное слово для обозначения периода детства, когда у человека формируется концепция ментальной репрезентации, способность к просоциальным реакциям и самостоятельно следование установленным поведенческим моделям. У гренландских иннуитов эта возрастная категория называется ihuma, у племен атоллов Фуджи vakayalo. Разумеется, они не так сложно объясняют, но по сути- это именно специальный термин для обозначения момента, когда у человека зарождается theory of mind. А это значит, что ребенок встал на путь самостоятельности, стал более-менее упорядочен и предсказуем в поведении, а значит, он больше не требует постоянного ухода, контроля и заботы, а значит, нагрузка на родителей несколько снижается, можно выдохнуть и немного расслабиться. А это значит, что можно уже подумать насчет следующего ребенка. В условиях первобытно-общинной контрацепции это означает, что можно перестать убивать новорожденных. Для нас этот момент не столь актуален, поэтому в нашем языке нет специального слова.
Когнитивные способности к обслуживанию сложных символических моделей развивается в 5-6 лет. С этого момента человек может испытывать чувство вины, внешне заданные нормы поведения становятся внутренними психическими конструкциями. Так у человека появляется этика, он способен переживать отклонения от общепринятых правил приличия и морали. 3х летний ребенок не способен смущаться своей наготы, 6 летний же будет испытывать от этого явный дискомфорт (разумеется, если воспитывается в культуре, где не принято на людях ходить голышом). Чувство вины,- очень мощный рычаг воздействия, и не удивительно, что окружающие начинают им активно злоупотреблять. Позиция родителя,- «я сержусь потому что ты плохо поступил» и «я тебя не люблю, потому что ты плохой»,- по силе воздействия различаются кардинально. Стимул-реакция в одном случае, оценка и состояние в другом.
Конечно же, злоупотребление этими рычагами воздействия может серьезно деформировать растущую психику и аукаться человеку потом всю его взрослую жизнь. Это не особо редкая ситуация, я думаю, каждый человек знаком с подобными примерами среди знакомых и близких (а возможно, что и на личном опыте). Между тем, следует понимать, что чувство вины придумали не для того, чтобы плодить невротиков и депрессивных. Это очень важный и очень полезный модулирующих механизм. 3х летний карапуз, способный осознавать только внешние навязанные нормы и запреты, еще может вызывать умиление. Но для взрослого человека это всегда означает большие неприятности, и для него и для окружающих.

Таким образом, этические установки постепенно смещаются от внешних к внутренним, от персонифицированных к символическим. У детей их восприятие норм поведения и мышления привязано к авторитету значимых взрослых (родителей, в первую очередь), собственной моральной ценности эти правила не имеют. Затем, постепенно, самостоятельная значимость этических оценок растет. Дети младшего школьного возраста уже способны оценивать «неэтичные» требования учителя (например, если взрослый призывает бить других детей или силой сгонять с качелей) как нелегитимные. И только к старту взросления, в 12-15 лет, «базовая этика» окончательно формируется как самостоятельная работающая внутри головы система. В этот момент человек обретает способность сравнивать «идеальную» провозглашаемую модель общественной морали с реальным положением дел и переживать когнитивный диссонанс от осознания несоответствия между тем, что взрослые заявляют на словах, и как они на самом деле поступают. Обычно это выливается в характерный для пубертата подростковый кризис.

Когда-то, в далеком палеолите, на этом все и заканчивалось. Но в современном мире все социальные навыки, этика в том числе, требуют длительной шлифовки и совершенствования. В абсолютных единицах число нейронов и объем нервной ткани лобных долей стабилизируется в юношеском возрасте, однако образование новых связей и нейронных сетей довольно активно продолжается до 30 лет, что отражает процессы научения и развития социальных навыков.
Мир состоит из людей. Ничего помимо других людей во вселенной не существует. Мы живем в социальном, мы делаем социальное, мы чувствуем социальным и думаем социальные мысли.

Министерство любви

Мыслепреступление не влечет за собой смерть, мыслепреступление есть смерть. Социум традиционно убивает либо изолирует людей с патологией этического чувства. Внешние ограничения, как наказания, так и поощрения,- они позволяют лишь реагировать на свершившиеся действия. Но если мы хотим сформировать поведение, - они не очень эффективны. Для эволюции гораздо проще и полезнее установить напрямую систему когнитивно-эмоционального контроля. Чем подстегивать желательное поведение и наказывать нежелательное, лучше сделать так, чтобы особь сама хотела одного и не хотела другого.
Я не испытываю никакого дискомфорта от того, что мне запрещено убивать, грабить и насиловать, потому что я и сам не хочу этого. Чуть сложнее с идеей, что нельзя красть чужое имущество. Еще сложнее с имуществом, принадлежащим каким-то неодушевленным и безликим конструкциям,- государству, учереждениям и корпорациям, тут уже требуются усилия по персонификации (имущество церкви принадлежит лично Господу, государство это Родина-Мать, а корпорация это твой дом родной и все мы тут дружная семья, особенно главбух и зав.департамента). И уж совсем сложна для восприятия концепция интеллектуальной собственности, я например, не способен ее понять,- каким это образом текст, звук или изображение могут кому-то принадлежать. Видимо, с такими же затруднениями сталкивались индейцы, когда колонисты пытались донести до них, что на оленя можно охотиться, а на корову нельзя. На том поле можно собирать съедобные растения, а вот на этом- уже нет. И хотя юридически правонарушения могут быть одинаковы, этически они оцениваются совершенно по разному. Поэтому кражу интеллектуальной собственности я совершаю ежедневно и помногу и собираюсь продолжать в том же духе, это этически допустимо. А кражи частной собственности- ни разу, это этически недопустимо.
Так работает мораль. На эмоциях и на когнициях, на возбуждении и контроле. Множество отделов вовлечены в систему этического восприятия и моральных оценок. Ни один из отделов не является специфически «моральным».
Когнитивные карты, морально-оценочные суждения и прилагающаяся к ним система оценки и верификации, рабочая память, узлы контроля, сравнение информации и оценка этических дилемм, оценка социального контекста, целеполагание и предвидение результатов, эмоциональный интеллект, сомооценка и самоосознание, восприятие окружающих и ментализация, первичный аффект и прочее прочее.
Это очень обширный массив неосознаваемых и практически мгновенных вычислений, по результатам которых мы получаем на выходе этическое чувство.
Суть их в том, чтобы мы изначально думали и чувствовали так, чтобы быть адекватными окружающей нас социальной среде.
Ребенка или собаку надо поощрять за правильный выбор, у взрослого нормального человека уже в голове установлены все поощряющие «хороший песик, хороший» равно как и все необходимые «атата по попе». Социальные удовольствия мозг ценит даже выше физиологических, этичные действия поощряются окружающими в виде положительного обратного отклика, позитивных эмоций, уважения, симпатии и всякого прочего социального груминга. У людей с высокоразвитым этическим интеллектом для этого поощрения даже не нужны внешние сигналы, хорошо натренированный мозг способен сам себе выписывать поощрение за этичное поведение. Собственно, именно поэтому высокоморальные люди высокоморальны. И за это мы их ценим и уважаем.
И наоборот, за нарушение этических стандартов следует наказание. Которое, опять же, установлено внутри головы. Не этичных людей окружающие отвергают, а боязнь отвержения,- один из сильнейших аверсивных стимулов для человека. Не зря в древности остракизм считался наказанием, по суровости сравнимым со смертным приговором. Люди обычно не осознают, насколько они социальны, насколько они висят в сетях эмоциональных связей с окружающими. Картина мозга человека, переживающего отвержение и осуждение группы очень похожа на картину мозга человека, испытывающего физическую боль. И скорее всего, «социальная» боль эволюционно произошла и базируется на тех же механизмах, что и физическая. Это боль центральная, без участия болевых рецепторов (хотя очень часто, даже узлы оценки болевой импульсации начинают галлюцинировать, и человек, испытывающий сильное моральное, социальное или эмоциональное давление и стресс, начинает чувствовать вполне реальную боль в сердце, голове, желудке etc).

Конечно, легко придти к выводу, что все это похоже на какую-то разводку. Это не вполне справедливое суждение. Действительно, в каком-то смысле можно сказать, что наш мозг манипулирует нашими мыслями и эмоциями с какими-то смутными целями, и не факт, что наш собственный родной мозг играет в нашу пользу, а не в пользу, скажем, биологического вида homo sapiens в целом. Действительно, все эти процедуры проходят до сознания, ниже сознания и без участия сознания.
Но на деле, - высокоразвитый моральный интеллект действительно дает значительные бонусы, помогает в адаптации, повышает субъективное качество жизни, и в итоге дает большие преимущества, как отдельному человеку, так и человеческому сообществу в целом.
То есть этика функциональна и полезна. Хорошее это хорошо, плохое это плохо. Такая вот неожиданная мысль.


Дополнительные материалы

Книги

Patricia S. Churchland « Braintrust: What Neuroscience Tells Us about Morality », 2011
Laurence Tancredi " Hardwired Behavior:What Neuroscience Reveals about Morality ", 2005
John M. Doris " The Moral Psychology Handbook ", 2010
Walter Sinnott-Armstrong " Moral_Psychology,_Volume 1: The_Evolution of Morality Adaptations and Innateness ", 2008
Walter Sinnott-Armstrong « Moral Psychology, Volume 2: The Cognitive Science of Morality: Intuition and Diversity », 2008
Walter Sinnott-Armstrong « Moral Psychology, Volume 3: The Neuroscience of Morality: Emotion, Brain Disorders, and Development », 2008

Статьи

2006 «Neural foundations to moral reasoning and antisocial behavior» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2555414/
2007 «The new synthesis in moral psychology» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17510357
2007 «Investigating emotion in moral cognition: a review of evidence from functional neuroimaging and neuropsychology» http://bmb.oxfordjournals.org/content/84/1/69.long
2007 «Mirror neuron system: basic findings and clinical applications» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17721988
2008 «The role of moral utility in decision making: an interdisciplinary framework» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19033237
2008 «Mechanisms underlying an ability to behave ethically» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18642189
2008 «Is it better to be moral than smart? The effects of morality and competence norms on the decision to work at group status improvement» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19025291
2008 «The neural basis of moral cognition: sentiments, concepts, and values» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18400930
2009 «The neurobiology of moral behavior: review and neuropsychiatric implications» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3163302/
2009 «Neuroscience, moral reasoning, and the law» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19241396
2009 «The neural basis of human social values: evidence from functional MRI» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2733324/
2009 «The functional brain architecture of human morality» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19889532
2010 «The basis of morality» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2838693/?tool=pmcentrez
2010 «The neurodevelopment of empathy in humans» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3021497/
2010 «Serotonin selectively influences moral judgment and behavior through effects on harm aversion» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2951447/
2011 «Are we more moral than we think? Exploring the role of affect in moral behavior and moral forecasting» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21415242
2011 «Shared brain activity for aesthetic and moral judgments: implications for the Beauty-is-Good stereotype» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3023089/
2011 «Mapping the Moral Domain» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3116962/
2011 «Moral concepts set decision strategies to abstract values» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3069966/
2011 «Brain intersections of aesthetics and morals: perspectives from biology, neuroscience, and evolution» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21857127
2011 «Can Innate, modular "foundations" explain morality? Challenges for Haidt's Moral Foundations Theory» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21291315
2011 «Guilt-specific processing in the prefrontal cortex» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21427167
2011 «Neural basis of moral verdict and moral deliberation» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3176943/
2011 «What is moral about guilt? Acting "prosocially" at the disadvantage of others» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21244173
2012 Virtual morality: emotion and action in a simulated three-dimensional "trolley problem" http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22103331
2012 «When does feeling moral actually make you a better person? Conceptual abstraction moderates whether past moral deeds motivate consistency or compensatory behavior» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22492550
2012 «Mental contamination: the effects of imagined physical dirt and immoral behavior» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22534580
2012 «Moral dilemmas in cognitive neuroscience of moral decision-making: a principled review» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22353427
2012 «Practical implications of empirically studying moral decision-making» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3390554/
2012 «Where in the brain is morality? Everywhere and maybe nowhere» http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21590587

Comments:

Страница 1 из 8
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] >>
[User Picture]
From:autrement_que
Date:Сентябрь 21, 2012 10:38 am
(Link)
спасибо, очень интересно
то есть в современном обществе взрослой особью может считаться те, кому под тридцать?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:stelazin
Date:Сентябрь 21, 2012 10:48 am
(Link)
Смотря что имеется в виду под этим словом. Совершенствование и развитие социальных и эмоциональных навыков и компетенций происходит до и после 30. Но не думаю, что это повод отказывать 20-25-29 летним во "взрослости"
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:laity
Date:Сентябрь 21, 2012 10:42 am
(Link)
вы забыли уточнить, какая именно этика полезна - личная или общечеловеческая :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:stelazin
Date:Сентябрь 21, 2012 10:45 am
(Link)
Ничего не знаю про общечеловеческую этику. Думаю, ее не существует
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:zloe_zelenoe
Date:Сентябрь 21, 2012 10:47 am
(Link)
Все уже столбят комменты!

Я тоже напишу, думаю интересный материал!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:2009_da
Date:Сентябрь 23, 2012 07:16 pm

По теме моральной дилеммы

(Link)
Пятерых убить или одного – не человеку решать. Цена каждой индивидуальной жизни разная, но один Бог ее знает. Может из этого одного величайший гений человечества вырос бы.
При таком выборе правильнее ничего не делать - Бог пусть выбирает. Человеку взять на себя такую ответственность – этого убью, этих спасу – всю жизнь совесть будет мучить.
Но количество может переходить в качество.
Начиная с некоторой цифры – пожертвовать одним можно.
Например если бы кто-то знал, к чему все приведет – при выборе Чубайс или 30 миллионов россиян "которые не вписались в рынок" – большинство бы знало, куда перевести стрелку.





Вот на мой взгляд очень сильный ролик – эмоционально, и как пища для размышлений.
К сожалению когда я разместил его у себя в блоге – был потрясен реакцией читателей - http://2009-da.livejournal.com/100893.html
Ролик не религиозный. Это из чешского художественного фильма "Мост".
Просто клип так использовали. Но можно просмотреть просто как отрывок из фильма и обсудить.


Edited at 2012-09-23 19:18 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:kray_zemli
Date:Сентябрь 21, 2012 11:08 am
(Link)
Этика -- хуета. Важна не столько эмоциональная оценка, сколько предсказываемые последствия.

Если ничего не делать -- это будет несчастный случай. Если вмешаться -- можно надолго сесть за предумышленное, а кому это надо? Можно попасть под месть родичей того единственного ребёнка играющего на путях Б. С другой стороны, если ничего не делать -- тоже можно получить обвинение в преступном бездействии, но это уже не так опасно. Вот если среди играющих 5 детей есть собственные -- то того единственного на путях Б можно "не заметить".

Про девку с месячными, например, -- можно сесть за педофилию. Да даже просто получить по башке от охеревшего папаши -- что не особо приятно. А то ещё и мамаша начнёт приукрашенные враньём сплетни распускать -- можно получить большое социальное осуждение на ровном месте. Ну да ладно, половые отношения -- вещь в себе, не будет о ней.

Но теория -- ничто по сравнению с экспериментом. А вот вам и эксперимент: ребёнок упал с колеса обозрения, а зеваки снимали его на мобильник.

Показать медиа Загрузка...

Сидят два балбеса, снимают и беспристрастно комментируют происходящее. А вы говорите -- этика. Возможно, это именно они взяли ребёнка "на слабо", но теперь хрен что докажешь уже. Ведь они могли вмешаться и остановить колесо, пока ребёнок находился над другой кабинкой, тогда у него было бы больше времени и шансов прыгнуть на неё и выжить. Однако, если бы это вмешательство оказалось неудачным, то за само вмешательство можно было бы огрести. А так -- они как бы и ни при чём.

Сразу после того, как "поезд ушёл" и перепрыгнуть уже стало нельзя, слышен их комментарий: "включили вторую скорость, вон тот долбоёб наверное". И морду этого "долбоёба", разумеется, зафиксировали на мобильник: авось сойдёт за стрелочника, если что. Хотя, понятное дело, если он действительно увеличил скорость колеса, то хотел только помочь.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:kray_zemli
Date:Сентябрь 21, 2012 11:10 am
(Link)
Ссылка на видео
(Ответить) (Parent) (Thread)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:tari_bird
Date:Сентябрь 21, 2012 11:19 am
(Link)
Ваши тексты становятся все лучше выстроены, глубже по содержанию и совершеннее по структуре. Похоже на главы из книги. Нет? :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:stelazin
Date:Сентябрь 21, 2012 11:24 am
(Link)
Да. )
Именно так. Это уже болванки под книжные главы, это уже не жежешные посты.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:seraph_almighty
Date:Сентябрь 21, 2012 11:30 am
(Link)
Ну вот, плакали работа, уборка и развлечения, у Стелазина новый пост.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:nicka_startcev
Date:Сентябрь 21, 2012 12:10 pm
(Link)
вопрос к первой половине этого поста, про "избыточно рациональные".

избыточно - относительно чего? Как именно и почему именно так вводится "норма"? Почему считается что норма одна, а распределение хотя бы в первом приближении гауссово?

имхается мне, что чем дальше развивается человечество, тем сильнее ценится узкая специализация с какими-то узкими не-средними параметрами и для каждой такой специализации будет характерна своя "норма", тем сильнее отличающаяся от средней по популяции, чем важнее роль именно этой специализации. (например, можно сравнить программиста грузчика и менеджера по силе/общительности/логике и будет очевидно, что три средних человека итого будут хужее, чем три спеца)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:c_a_x_a_p
Date:Сентябрь 21, 2012 12:13 pm
(Link)
О, кстати, я вот всегда, когда задают задачи про фашистов и поезда, ожидаю, что задающий задачу скажет мне правильный ответ! Опять не дождалась.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:stelazin
Date:Сентябрь 21, 2012 12:28 pm
(Link)
ок. внимание правильный ответ:
В задачке про поезд лучший выбор ничего не трогать, пусть едет куда едет. Для человеческой психики характерно такое когнитивное искажение, как "недооценка бездействия" http://en.wikipedia.org/wiki/Omission_bias
Вредоносное действие оценивается как худшее и менее моральное, чем такое же преступное бездействие. Таким образом, отказ от участия, приведший к большим жертвам, субъективно будет восприниматься как более этичный, чем активный поступок, приведший к меньшим жертвам. Разумеется, конечный баланс решений зависит от индивидуальной развитости локуса высшего контроля, но в целом, для статистически значимого большинства, - лучшим выбором является отказ от действия.

В задаче про фашистов,- бушмены смотрят на вас с легким недоумением и даже оторопью. Они кагбе говорят нам,- чуваки, а у нас вообще принято, пока имеющиеся дети не достигнут 3х лет, всех новых убивать. И ничего, не жужжим.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:mushi_i_sashi
Date:Сентябрь 21, 2012 12:13 pm
(Link)
по поводу толкнуть под поезд, есть ещё вариант. прыгнуть самому.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:c_a_x_a_p
Date:Сентябрь 21, 2012 12:17 pm
(Link)
Но это же вариант Матросова, он вообще противоречит человеческому устройству.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:livejournal
Date:Сентябрь 21, 2012 12:20 pm
(Link)
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:matabuba
Date:Сентябрь 21, 2012 12:25 pm
(Link)
Мне лично интересен момент, когда субъект обнаруживает, что аналогичного собственному "морального чувства" у контрагента нет. То есть, нет никакой надежды. Чужой.
Рука справедливо тянется к джедайскому мечу.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:geky
Date:Сентябрь 21, 2012 05:28 pm
(Link)
Нет, к шапке-невидимке и сапогам-скороходам.
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)
[User Picture]
From:tot_13
Date:Сентябрь 21, 2012 12:30 pm
(Link)
Спасибо! Замечательная и не очень сложная для понимания статья.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:Кир Чертков
Date:Сентябрь 21, 2012 12:32 pm
(Link)
"Врете Вы все, без религии нет и этики!"(с)
XD
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:kant_elz
Date:Сентябрь 21, 2012 12:36 pm
(Link)
Очень интересная статья написанная хорошим, образным языком. Почему бы ее не опубликовать в "Науке и жизни"?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:invader_avenger
Date:Сентябрь 21, 2012 01:12 pm
(Link)
Потому что это - не наука и не жизнь.
(Ответить) (Parent) (Thread)
From:emer_gent
Date:Сентябрь 21, 2012 01:00 pm
(Link)
Спасибо! Очень важный для меня материал!
Можете ли вы подсказать насчет утверждения "темпы научно-технического прогресса человечества опережают темпы морально-этического"? Сравнимы ли эти понятия и могло ли быть иначе? Или это заблуждение?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:stelazin
Date:Сентябрь 21, 2012 01:15 pm
(Link)
я не очень понимаю этого утверждения. почему это опережают? Тысячекратное, на 3 нуля (а в некоторых случаях,- на 4) снижения числа убийств, детоубийств, изнасилований и других тяжких преступлений,- это не морально-этический прогресс?
(Ответить) (Parent) (Thread) (Развернуть)